В 1975 году за создание серий литографий Иван Андреевич Овчинников был принят в члены Союза художников СССР (ныне России). Он очень много работал, каждая его новая работа — свидетельство его незаурядного таланта, работоспособности, желания сказать свое слово в искусстве. Сделав много для Канска, оставив там заметный след, в 2001 году художник переезжает в город Красноярск.
Одна из сокровенных тем в творчестве Овчинникова — жизнь охотников, рыбаков, веками размеренный быт маленьких таежных сел. Сам художник знает этот мир не понаслышке. Он с молодых лет ходит в тайгу, ночует в охотничьих зимовьях, среди его давних друзей много таежников. Листы, посвященные укладу затерянных в лесах поселков, мастер создает на протяжении всего творчества. В этих работах, выполняемых то в рисунке, то в литографии, автор стремится запечатлеть глубокую связь людей тайги с природой, среди которой они живут. Целый ряд листов представлен жанровыми портретами охотников: «Охотник В.К.Кухаренко», «Иван Петрович - лесник» и многие другие работы изображают немногословных суровых людей, живущих в гармонии с собой, со своим миром. Автор умеет передать спокойное достоинство, внутренее благородство своих персонажей, их общность с природой и друг с другом, те многие качества, что уже утратили жители мегаполисов.
Важное место в листах Овчинникова занимает изображение предметного мира. Таежник, исходивший многие километры глухими тропами, берегами сибирских рек, Иван Андреевич ценит и умеет показать прелесть простых и таких важных для человека вещей, как хлеб, вода, простая посуда, рыбачьи и охотничьи снасти. Сам основательный человек, Иван Андреевич знает цену простым добротным вещам, сделанным руками народных мастеров. В каждом листе с любовью художник рисует незатейливые, но такие необходимые изделия людей тайги: конскую упряжь, корзины, сухие пучки травы, подвешенные по стенам, сани, охотничьи лыжи, топоры, ружья, лодки. Эти вещи в листах так же значимы для художника, как и люди.
Не случайно Овчинников создал несколько натюрмортов, изображающих охотничью утварь. Причем создал автор эти натюрморты в живописи. Был и такой опыт, вполне удачный, в его творчестве, когда график представил большую выставку живописных полотен и пастелей. Там и были показаны его охотничьи натюрморты. Художник любуется простой удобной формой старинных охотничьих сапог и золотом свеженаколотых дров. Все эти, казалось бы, далеко не поэтические вещи написаны с такой любовью, что понимаешь — этот мир наполнен для автора красотой и поэзией.
Для художника, долгие годы посвятившего искусству черно-белой графики, уже не представляет сложности выполнить на высоком профессиональном уровне каждый лист так, чтобы выявить главное, наполнить работу глубокими образами, сделать ее трепетной, серебристой. Его черно-белые гравюры и рисунки красивы по композиции, лаконичны, строги, но в то же время наполнены удивительной поэтичностью.
Желание глубже вникнуть в жизнь людей, тесно связаных с природой, показать эту жизнь не глазами восторженного горожанина, а самих этих людей и привело И. Овчинникова к тофаларам — одному из самых малочисленных народов России (около 500 человек), затерянному на юге Иркутской области. Вот что пишет тофаларский краевед М. И. Пугачев: «Впервые я встретился с И. А. Овчинниковым летом 1976 года в селе Алыгджер, когда он приехал сюда, привлеченный рассказами об интересной и до сих пор загадочной стране — Тофаларии.
Это полностью горная страна с суровыми природными условиями: резкоконтинентальным климатом, сложным горным рельефом, разнообразием горных растительных зон. Здесь проживает одна из самых малочисленных народностей СССР — тофы». Голубые снега, звенящие реки, нехоженая тайга и добрые доверчивые люди, слившиеся с неповторимой природой, живущие по ее законам, — такой впервые в 1976 году открыл для себя Тофаларию Иван Овчинников. Открыл, уже имея за плечами немалый творческий путь.